Детское телевидение
Вестник
Присоединяйся к нам
Приглашаем видеомастеров
Как сказывали наши Деды
Буквица от Ладоzара
ОУК МИР

Русская земля 6

Русская земля 6

Русская земля - часть 1часть 2часть 3часть 4, часть 5


Русский каганат на Дону

Галкина Е. С.

Через Русский племенной союз — Русский каганат пролегали важнейшие торговые пути раннего средневековья, в частности, великий Волго-Балтийский путь, определявший торговые отношения не только в Восточной, но во многом и в Западной Европе VIII — первой половины IX века. (Путь "из Варяг в Греки" начал функционировать лишь в конце IХ века). Русский каганат был одним из приоритетных торговых партнеров государств Закавказья и Средней Азии. Причем обилие кладов на территории Русского племенного союза говорит о том, что арабские серебряные монеты — дирхемы оседали здесь, что для купцов, обладавших этими богатствами, земли между Доном и Донцом были родными (в чужом краю клады обычно не зарывают). Полная противоположность в этом отношении — Хазарский каганат. Весь комплекс находок монет на нижней Волге и нижнем Донце, которые можно было бы связать с торговым движением непосредственно в Хазарии, состоит из двух небогатых кладов и нескольких монет. Хазарские иудеи занимались транзитной торговлей, и ни деньги, ни товары в больших количествах там не оседали.

Судя по находкам археологов, торговые связи салтовских русов были очень обширны. На городищах обнаруживают иранские ткани, шелк, одевался в который лишь персидский шах, товары из Хорезма, Сирии — золотую и серебряную посуду, дорогие украшения. Попадали к русам и товары из Китая и Индии: восточные рубежи Русского племенного союза находились на пересечении различных ветвей знаменитого "шелкового пути" — там находилось Правобережное Цимлянское городище — форпост русов на востоке.

Были включены русы и в торговлю по Волго-Балтийскому пути. Именно с Балтики попадает к салтовцам янтарь, из которого русы делали амулеты с символами солнца. Причем "солнечные амулеты" относятся в основном к концу VIII — первой половине IХ века. Именно с конца VIII века начинается интенсивное движение по Волго-балтийскому пути. С запада по нему идут прежде всего балтийские славяне, с востока — салтовские купцы. Но русы, в отличие от хазар, занимались не только торговлей чужими товарами. Развитие ремесла в Подонье к началу IХ века не только достигло европейского уровня того времени, а во многих случаях превосходило Западную Европу. Большой популярностью пользовалась салтовская лощеная керамика, изготовленная с помощью гончарного круга, который был тогда последним словом техники. Не менее было развито и оружейное дело.

Итак, в начале IХ века экономика Русского племенного союза находилась в стадии небывалого подъема. Появилась необходимость в собственной денежной единице. И русы, которые еще недавно золотыми и серебряными монетами украшали жен и наложниц, стали чеканить свою монету. Этот вывод можно сделать на основе находок так называемых "варварских подражаний" дирхемам, найденных в верховьях Дона и Донца. Эти "подражания" по качеству изготовления не уступали подлинным арабским монетам, но в легенде монет имелись значительные намеренные искажения, а на оборотной стороне прорисовывали рунический знак. Исследование этих монет показывает, что они были произведены на одном монетном дворе где-то в северных районах Подонья. Последние монеты были отчеканены в 837 — 838 годах.

Развивалось и политическое устройство Русского каганата. Вокруг главы русов, который в соответствии с индоиранскими религиозными традициями обладал и сакральной властью, группировалась дружина молодых воинов. Глава русов был для них и священником, и судьей (похожим был статус киевского князя Олега Вещего). Если один из русов имел иск против другого, они обращались за разрешением вопроса к главе племенного союза. Языческой религией русов, как и других индоарийских и иранских племен, было поклонение солнцу и свету. Об этом говорят и солнечные амулеты из янтаря, и древние символы солнца на стенах белокаменных городищ. Один из этих символов можно наблюдать и в современной действительности на гербе независимой Украины: это так называемый "знак Рюриковичей", первоначально изображавший один из символов солнца — парящего сокола.
"Знаки Рюриковичей" — одни из наиболее распространенных граффито, встречающихся в землях ядра Русского каганата. Не зря персидский географ ал-Истахри писал о Русском каганате как об одном из трех государств Юго-Восточной Европы, имея в виду и высокую культуру. Помимо прочего, русы имели и свою письменность. Русское письмо — это средневековое осетинское (аланское), уходящее корнями в древнейшую скифо-сарматскую письменность. На аланском языке читаются и рунические надписи, найденные при раскопках салтовской культуры. Хазары же заимствовали русское письмо. Как доказал лингвист Г.Ф. Турчанинов, надписи на керамике Саркела, построенного византийцами для Хазарии в 30-е годы К века на левом берегу Дона, сделаны аланским письмом на тюркском языке.

При таком развитии социально-экономической жизни племенного союза и его культуры вполне естественны те события, что произошли на территории Восточной Европы в начале IX века. Территория салтовских русов не только стала одним из самых оживленных торговых районов Восточной Европы, русы не только приобрели свою письменность и стали чеканить собственную монету. Существенны были успехи молодого Русского протогосударства в расширении территорий. На Нижнем Дону на правом берегу реки в конце VIII века была построена крепость, известная ныне как Правобережное Цимлянское городище. Тем самым русы заняли одну из самых выгодных позиций в европейской и азиатской торговле: эта крепость стояла на пересечении двух важнейших торговых магистралей — Волго-Балтийского и "шелкового" путей. Но не только. Так Русский племенной союз вплотную приблизился к неустойчивым западным границам Хазарского каганата.

 С. А. Гедеонов. В своей работе «Отрывки из исследований о варяжском вопросе» впервые собрал воедино все свидетельства о русском кагане и сформулировал следующее заключение: Существование русского хаганата в IX веке неопровержимый исторический факт.


СТЕПНЫЕ МОРЕХОДЫ

В принципе Е.Галкина и С.Беззаконов, достаточно полно характеризуют потерянную в исторических хрониках мощнейшую мировую империю раннего средневековья. Более того, Донская Русь, Русский каганат, Русская земля того времени была не одним из, а самым мощным государством Европы. Как впрочем и Азии. Свести его могущество лишь к торгово-экономическому процветанию, было бы не совсем верно. Русы вошли в историю и как мощнейшая военно-политическая сила.

В манускрипте 1042 года «Осада Константинополя скифами, кои суть русские», грузинский монах Георгий Мтацминдели, писал: 

«В 622 году Ираклий за большую сумму денег уговорил 'скифов, кои суть русские', не тревожить империю […] Вся сила греческого царства была унижена и сокращена, и многократно сокрушена персами и 'скифами, кои суть русские'.»

Немного позже, "При Ираклии царе ходила Русь на Хосрова, царя персидского". (Из Степенной книги XVI века о событиях начала VII века)

"…славянский народ озлоблял оружием чуть ли не все народы во Вселенной, разорил Персиду, владел Азиею". (Мавро Орбини, автор XVII века о событиях VII века)

Арабский писатель Ат-Табари на основе более ранних источников писал о правителе Дербента Шахриаре, что тот ещё в 644 году заявлял следующее:

"Я нахожусь между двумя врагами: один - хазары, а другой - русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием. И будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны".

Дальнейший ход событий свидетельствует о многократных вторжениях руссов в арабские, персидские и византийские пределы, причём на ведущую роль постепенно вышла «морская пехота», потомков донских герулов. По сути степная империя Русского каганата, породившая былины об отважном и могучем «атамане, да старом казаке», Илье Муромце, породила ещё и самый могучий флот того времени, который господствовал не только на Чёрном и Каспийском морях, но и совершал походы в Средиземное море. В VII-VIII веке, русские мореходы осваивают Балтику. В IX веке варяги (славянские морские разбойники) и викинги, начинают войну с Римской империей и Британией. Выходят в Атлантику и в конце концов пересекают её.

Очень лестный отзыв о флоте Русского каганата, оставил английский адмирал и морской историк Фред Томас Джейн, который писал:

«Русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности больше права на древность, чем флот британский. За столетие до того, как Альфред Великий, царствовавший с 870 по 901 год, построил британские корабли, русские суда сражались в морских боях. Первейшими моряками своего времени были они – русские».

О том, что русский флот снискал свою славу задолго до Петра Великого, может служить красноречивое  свидетельство польского посла в Турции, Петра Озгоя, который под 1617 г., писал:

«Казаки от веку на Чёрном море буянят. Делали это во времена греков, во времена римлян, делали это и во времена предков турецкого цесаря…».

Здесь русские выступают под именем казаков, как это было принято практически у всех летописцев и дипломатов средневековья.

Первые письменные свидетельства о казаках буянивших на Чёрном море, представлены в библиотеке хетского царя Мурсилиса и датируются примерно тринадцатым веком до н.э. По альтернативной хронологии седьмым веком до н.э. В дальнейшем на страницах летописей они появлялись под именами скифов, готов, герулов и т.д. В раннем средневековье они стали главными возмутителями спокойствия на Чёрном море под именем русы.

 Русские ладьи в походе

Во времена Русского каганата, Дон получает имя Русской реки, а Чёрное море именуется Русским.

Рассуждая о кампании Константина V против булгар (773 г.), Феофан говорит, что сначала Константин направил против булгар свой основной флот, состоявший из двух сотен кораблей (chelandia), а затем сам вышел в море со своей особой флотилией "русских кораблей" (rousiacelandia). (Г.В. Вернадский. Древняя Русь. VII. Скандинавы и русский каганат)

В 811 году русский флот воевал в Пафлогинии, на Боспоре и дошёл до Афин. В 812 году, 500 русских кораблей воевали уже в Каспийском море

Базировался этот флот на так называемом острове Руссов, отличительной особенностью которого были обширные плавни, которые в точности соответствуют состоянию большого Аксайского острова обрамлённого реками Аксаем и Дон.

 Ибн Русте, в «Книге дорогих ценностей», пишет:

"Что же касается русов (ар-русийа), то они — на острове, окружённом озером. Остров, на котором они живут, протяжённостью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан-рус... У них нет пашен, а живут они лишь тем, что привозят из земли славян".

Ибн Русте очень точно описывает Большой Аксайский остров.

Правда большинство специалистов склонны считать, что остров руссов располагался в устье Кубани, что очень хорошо согласуется с постоянными набегами на города и крепости Черноморского бассейна, но стоит несколько в стороне от Каспия. Хотя на Каспии русские флотилии действовали не менее активно.

Есть у острова Русов и ещё одна удивительная загадка. Мне, по крайней мере дважды приходилось сталкиваться с отголосками преданий, о том, что остров Русов, если под ним понимать Аксайский остров, это и есть прообраз былинной Русской земли. А если к этому добавить тот факт, что Аксай – Аракс – Оар(ос), имеет самое непосредственное отношение к происхождению топонима, гидронима и этнонима рос-рус, то как кажется должны отпасть последние сомнения относительно этого, столь смелого предположения. Хотя реальность вполне может оказаться несколько другой, в зависимости от возможных трактовок причинно-следственных связей.

Что же касается острова руссов арабских авторов, то под ним, как мы выяснили, следует понимать междуречье Дона и Аксая, как наиболее благоприятная местность для дислокации, кораблей и организации морских походов, что красноречиво подтверждает история российского казачества.

Именно Большой Аксайский остров был базой казачьих кораблей во времена казачье-турецких войн. Здесь же и смежно с ним, располагались все казачьи столицы, лишь однажды уступив это право Верхним Раздорам, и то лишь на один год. К тому же размеры этого острова в точности соответствуют данным арабских источников. Что касается Аксаполя, который в то время именовался просто Акас, то в новых условиях, когда он оказался на периферии, Русской государственности, блеск его немного погас. К тому же, не смотря на свои мощные укрепления, он испытывал постоянное давление, как со стороны хазарских кочевников, так и со стороны арабов, которые по некоторым данным дважды разоряли Акас, в том числе и войском Мервана.

Нельзя исключать и очень мощное влияние на жителей Нижнего Дона со стороны Византии. Тот факт, что в Аксаполе, ещё апостолом Андреем Первозванным, была учреждена епархия Дона и Таны, митрополиты которой принимали участие практически во всех Вселенских соборах, подтверждает тот факт, что Нижний Дон имел достаточную автономию от Центральной власти каганата. Не исключено, что по причине заступничества со стороны Византии, Аксаполь и Нижний Дон устояли во времена погибели Земли Русской, равно как и Тмутаракань.

Аксаполь (Акас) - один из крупнейших городов салтово-маяцкой археологической культуры. Самый древний город России. К моменту возникновения Русского каганата, он уже насчитывал многотысячелетнюю историю.

Не исключено, что между жителями Акаса и Русским каганатом были и более глубокие противоречия. Во всяком случае, в VIII в., находясь на пике своего могущества, каганат реализует свой самый амбициозный проект по строительству огромной крепости, по размерам вдвое превышающей знаменитый хазарский Саркел. А строится эта крепость, отнюдь не в устье реки Аксай, а недалеко от её истоков, почти в 100 километрах от дельты. Видно, что кто-то или что-то сдерживало скорость продвижения каганата к Азовскому морю. А может быть, эта крепость была лишь первой очередью грандиозного проекта по выходу к морским берегам? Во всяком случае утвердительно ответить на этот вопрос в настоящее время не представляется возможным.

 С большой долей уверенности, можно говорить лишь о том, что былинная Русская земля, это территория Подонья, а её легендарный защитник Илья Муромец и вправду является атаманом и старым (старинным) казаком. Что же касается Владимира – Красно солнышко, то он был каганом былинной Русской земли. И только через сто лет титул кагана (кай-хана, по скифски кай – царский, великий, хан-кан – владыка, князь) примет Владимир Святославович, как впрочем и некоторые другие Рюриковичи.

Митрополит Иларион в своих трактатах «Слово о законе и благодати» и «Исповедание веры» (1040-е годы) называет каганом Владимира («великий каган нашей земли») и его сына Ярослава Мудрого («благоверному кагану Ярославу»). Короткая надпись на стене собора Св. Софии Киевской: «Спаси, Господи, кагана нашего». Полагают, что речь идёт о сыне Ярослава Мудрого — Святославе Ярославиче, княжившем в Киеве в 1073—1076 гг. Автор «Слова о полку Игореве» (конец XII в.) называет каганом тмутороканского князя Олега Святославича.

Как кажется, единственным объяснением того, что великие киевские князья именовали себя каганами, может быть их преемственность от каганов Русской земли VI-IX веков. Существует версия, что эта преемственность идёт от Вещего Олега, который был непосредственным представителем элиты Русского каганата, откуда и берёт свои истоки его желание отомстить «неразумным хазарам». Неразумным потому, что они стали участниками самого чудовищного заговора, воплотившегося в самую чудовищную трагедию раннего средневековья. Трагедию поименованную «погибелью Русской земли».

ВЕЛИЧИЕ И ГИБЕЛЬ

Исходя из выше приведённых изысканий, мы можем констатировать, что наши поиски Русской земли, увенчались успехом. Внешне это выглядит именно так. Однако остаётся множество проблем связанных с детальной трактовкой тех или иных событий и явлений. В первую очередь это касается вопроса происхождения русов-салтовцев. Естественно, что они были автохтонами донских берегов. Любые размышления о том, что они пришли с Кавказа или даже из Персии не имеют под собой никакой доказательной базы. Асы (сармато-аланы) и Ваны (скифы) жившие бок о бок в городах и сёлах Русской земли, имели за своими плечами только ту историю которая связана с донским регионом и не с каким другим. С момента появления на исторической арене и по сей день, они ни откуда не приходили и никуда не уходили, оставаясь коренным этносом Центральной и Восточной Европы от Рейна до Волги вообще и от Днепра до Дона в частности. Именно Донской регион был эпицентром зарождения новой общности известной в настоящее время под именем славян.

Помимо этого, нет никаких оснований пристёгивать Русский каганат к Хазарии. Несмотря на близкое этническое родство, хазары стояли на заметно более низком уровне социально-экономического развития нежели русы. Их материальную культуру ни при каких обстоятельствах нельзя отождествить с русской. Мы знаем сотни величественных городов Русского каганата, но не знаем ни одного крупного города на территории Хазарии. По всей видимости их столица была юрточного типа. Непреодолимое желание тех или иных учёных поставить Русский каганат в зависимость от Хазарии, продиктованы политическим заказом и к науке никакого отношения не имеет.

Что же касается кавказских алан, то здесь необходимо иметь ввиду, что произошли они от донских алан-асов, которые вынуждены были переселиться на Кавказ под давлением скифов-ванов. Вообще не всегда мирное соперничество сарматов и скифов, закончилось в VI веке н.э. Окончание противоборства и заключение вечного мира, вызвало резкий рост экономического благополучия, повлекшего за собой рост военного и политического могущества. Уже в начале VII века, донские асы и ваны появляются на исторической арене под именем росов и русов, вытеснив прежние этнонимы аорсов, аланоросов, росаланов, росамонов и т.д.

Практически сразу по своей силе и влиянию они встали в один ряд с византийцами и персами. Почти одновременно с русами, на исторической арене появляются арабы, ставшие впоследствии их основными торговыми партнёрами. Но торговля на рынках Багдада и Дамаска, не была приоритетной для русских купцов. Не меньшую роль играла транзитная торговля. На Дону в VII-IX веках, сошлись все важнейшие торговые пути. Товары везлись из Китая (Средняя Азия), Индии, Персии, Халифата, Византии, Балтики и т.д. Развитие торговли повлекло развитие не только промышленности и сельского хозяйства. Бурными темпами развивались ремёсла и искусства, письменность, литература и образование, которое стало практически всеобщим, даже среди детей. Чеканилась собственная монета. Развитие новых технологий, архитектуры, приобретение передовых навыков в строительстве вызвали строительный бум. Повсеместно отстраивались величественные города и замки.

В какой то момент, каганов Русской земли перестали устраивать ограничения и препоны которые накладывали на их купцов персидские и византийские правители. Не лучшим образом складывались взаимоотношения и с королями Римской империи. Всё это привело к началу широкомасштабных боевых действий. На западе в бой были брошены викинги и варяги, непрестанно терзавшие римские владения. На юге началась война с Византией, окончившаяся заключением договора Любви, по которому русские купцы приобретали существенные привилегии в торговле на византийских рынках и получали свободный выход в Средиземное море. Получил выход в Средиземное море и военный флот русов, отметившийся там рядом блестящих побед. На востоке удалось получить заметные привилегии в Хорезме и других городах Средней Азии. Русская армия, начала боевые действия в Закавказье и в Персии. Однако война на всех фронтах распылила силы и оказала негативное влияние на ход персидской компании. Здесь великие победы, чередовались с трагическими поражениями.

Затянувшееся противостояние с Персией и Римом, послужило спусковым крючком для возникновения заговора между Византией и Хазарией, к тому времени попавшей под влияние иудеев...

В мире не было тех, кто бы устоял перед лицом русов и их мечами. Но сильнее оказался нож воткнутый в спину...

Но на этом беды Русской земли не закончились... Так уж случилось, что ей суждено было погибнуть ещё раз, но теперь уже в памяти русских людей. Многолетняя война с русской историей принесла свои плоды. Как результат имя Русской земли было экстраполировано на другие, территории, а её исконные земли объявлены исконными землями Хазарского каганата, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так закончился "Золотой век" Русской земли, надолго, как и в случае с потерянным Раем, оставшейся в народной памяти, но потерявшей свою локализацию.

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей

Если вы нашли ошибку в тексте, напишите нам об этом в редакцию

Поделиться в Социальных сетях с друзьями:
1534
Понравилась ли вам статья?
Голосовать могут только зарегистрированные
и не заблокированные пользователи!
Вас могут заинтересовать другие выпуски с похожими темами
 
Русская земляРусская земля 2Русская земля 3

Народное Славянское радио

Это первое в истории Славянского Мира некоммерческое "Народное Славянское радио", у которого НЕТ рекламодателей и спонсоров, указывающих, что и как делать.

Впервые, команда единомышленников создала "радио", основанное на принципах бытия Славянской Державы. А в таковой Державе всегда поддерживаются и общинные школы, и здравницы, общественные сооружения и места собраний, назначенные правления, дружина и другие необходимые в жизни общества формирования.

Объединение единомышленников живёт уверенностью, что только при поддержке народа может существовать любое Народное предприятие или учреждение. Что привнесённые к нам понятия "бизнес" и "конкуренция", не приемлемы в Славянском обществе, как разрушающие наши устои. Только на основах беЗкорыстия и радения об общественном благе можно создать условия для восстановления Великой Державы, в которой будут процветать Рода и Народы, живущие по Совести в Ладу с Природой. Где не будет места стяжательству, обману, продажности и лицемерию. Где для каждого человека будут раскрыты пути его совершенствования.

Пришло время осознанности и строительства Державы по правилам Славянского МИРА основанным на заветах Предков. "Народное Славянское радио" — это маленькая частица огромной Державы, оно создано для объединения человеков, для коих суть слов Совесть, Честь, Отчизна, Долг, Правда и Наследие Предков являются основой Жизни.

Если это так, то для Тебя, каждый час на "Народном Славянском радио" — хорошие песни, интересные статьи и познавательные передачи. Без регистрации, абонентской платы, рекламы и обязательных сборов.

Наши соратники

родобожие русские вести родович славянская лавка сказочное здоровье белые альвы крестьянские продукты Портал Велеса ИСКОНЬ - АНО НИОИС