Как сказывали наши Деды
Присоединяйся к нам
Народная лавка
Приглашаем видеомастеров

Русская земля 5

Русская земля 5

Русская земля - часть 1часть 2, часть 3, часть 4

ЛЕГЕНДА О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

Мы уже неоднократно сталкивались с проблемами, вызванными небрежным отношением к мифам и легендам, в основе которого лежит неверие в реальность событий легших в их основу. Точно так же мы неоднократно убеждались в том, что мифы порой могут раскрыть или объяснить удивительные факты и свидетельства весьма отдалённого прошлого. Но это лишь при том условии, когда их канва совпадёт с контурами реальных исторических событий. В противном случае они либо умрут, либо деградируют в разряд сказок и абстрактных фантазий. Хотя есть и третий вариант исхода, когда действие мифов и легенд переносится в другие временные и пространственные рамки. И очень часто хорошо приживаются там. Пример тому мифы о Геракле или русские былины об Илье Муромце.

С былинами об Илье Муромце и русских богатырях охранявших и защищавших русскую землю от разного рода басурманов, мы знакомы со школьной скамьи, свято веря в то, что Илья герой Киевской Руси, находившийся в услужении князя, Владимира – Ясно солнышко, которого уже давно, и почти догматически связывают с князем Владимиром Святославовичем. И вот тут возникает удивительный пассаж, связанный с тем, что русские летописи не знают никакого Ильи Муромца и даже его прототипа, времён князя Владимира. Более того, легенды о Илье Муромце сохранились главным образом на Русском севере, а не на берегах Днепра. А если к этому добавить тот безспорный факт, что абсолютное большинство своих подвигов тот совершил вблизи Дона и моря Синего, будучи не просто богатырём, а старым казаком и атаманом, то окончательно теряем возможность органически вписать мифы о Илье Муромце, в исторические реалии времён правления киевского князя Владимира.

Точно такие же результаты мы получаем, при анализе былей и преданий о Русской земле, которая хоть и попала на страницы древних летописей, но от этого отнюдь не приобрела своей реальной локализации. Многочисленные попытки привязать легендарную Русскую землю к берегам Днепра, выглядят либо просто нелепыми, либо абсурдными, так как она по всем приметам, располагалась восточнее Днепра, ближе к берегам Дона. Да и автор «Слова о полку Игореве», совершенно однозначно ведёт своего героя к Дону, «на землю Русскую». На ту землю Русскую во славу которой совершил все свои подвиги былинный богатырь, атаман, да старый казак Илья Муромец.

Если наше предположение справедливо, то в реальной истории должны сохраниться упоминания о том государстве, которое попало в тексты былин и летописей под названием Русская земля.

При беглом взгляде на данную проблему, создаётся впечатление, что Русская земля это Русколань первых веков нашей эры, возникшая на волне могущества и славы росаланов, аорсов и росов, донских берегов. Однако, данное предположение наталкивается на весьма мощную стену догматов, проповедующих теорию о запустении донских берегов после исхода алан и росов в IV веке нашей эры, не оставляя тем самым места для локализации мифов о Илье Муромце. Другое дело археология, которая к концу ХХ века смогла открыть миру огромное количество «фантомных» городов разбросанных по берегам Дона и Донца в VI-IX веках нашей эры. Этих городов оказалось столь много, что для их идентификации срочно была придумана выдающаяся по своему научному примитивизму хазарская версия. Хотя эта версия, почему-то обретшая статус официальной, с самого начала сосуществовала с версией так называемой Донской или Азовской Руси, известной так же под названием Русский каганат. Что же касается Хазарии, то её единственным форпостом на Дону, может считаться Саркел (Левобережное Цимлянское городище), да и то с массой оговорок. Но в таком случае сотни других городов вне всякого сомнения должны отойти к так называемой Донской Руси, Русскому каганату, или былинной Русской земле, что в принципе есть разные наименования одного и того же государственного образования.

 Чтобы получше разобраться в столь запутанной проблеме, вначале обратимся к статье Сергея Беззаконова, «Русский каганат – забытая история Дона».


РУССКИЙ КАГАНАТ – забытая история Дона

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.

Со школьной скамьи многие из нас помнят эти пушкинские строки про Вещего Олега. Но немногие знают, что они имеют самое непосредственное отношение к истории донского края. И вовсе не потому, что согласно учебникам истории во второй половине I тыс. н. э. Подонье и Приазовье якобы входили в состав Хазарского каганата, а потому, что в этот период на Дону уже существовало первое русское государство – Русский каганат – та самая изначальная Русь, от которой «есть пошла Русская земля». За погибель этой Руси и мстил хазарам вещий Олег.

К сожалению, Русский каганат не самая «удобная» тема для отечественных историков. Отчасти потому, что сам факт существования некого русского государства, территория которого находилась не у балтийских берегов, сводит на нет многие теоретические построения, худо-бедно объясняющие механизм возникновения Киевской Руси. Отчасти из-за упрямства норманистов и антинорманистов, стараниями которых в российской исторической науке укоренились устаревшие представления, что русами «Повести временных лет» могли быть только скандинавы (германцы) или балтийские славяне.

Но так как сведения о Русском каганате довольно часто встречаются в трудах арабских и персидских географов и путешественников, не понаслышке знавших русов, сведения эти требуют объяснения. И такие объяснения периодически появляются. Правда, авторы выдвигаемых теорий, исходя из всё тех же общепринятых концепций балтийской родины русов и опираясь на свои собственные предпочтения, помещают Русский каганат на севере Европы, в районе Новгорода, на Верхней Волге, в Поочье и даже в устье Дуная. В общем, везде, где угодно, но только не там, где он действительно был. Несостоятельность таких теорий очевидна уже потому, что у большинства восточных авторов русы – не славяне и уж тем более не скандинавы. К тому же, «страна русов» (сармато-алан) у них находится восточнее «страны славян» (скифов), то есть Поднепровья.

«Это огромная страна, - говорится в анонимном сочинении «Худуд аль-алам мин аль-машрик ила-л-магриб» («пределы мира от востока к западу»), написанном в X веке на персидском языке, - и обитатели её плохого нрава, непристойные, нахальные, склонны к ссорам и воинственны. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителями. Царя их зовут хакан русов. Страна эта изобилует всеми жизненными благами. Среди них есть группа моровват (рыцари – С.Б., муромцы – А.Л.). Знахари у них в почете. Ежегодно они платят 1/10 добычи и торговой прибыли государю. Среди них есть группа славян, которая им служит».

Помимо этого, из сообщений арабских и персидских купцов известно, что в «стране русов» много больших, богатых городов и через их земли течет «река Рус», которую большинство современных историков отождествляет с Доном. В общем, достаточно очевидно, что Русский каганат надо искать не на северо-западе Европы, а где-то в другом месте. И это место было найдено.

Ещё в 70-х годах XX века украинский историк Д.Т. Березовец, опираясь на археологические данные, высказал предположение, что русы восточных авторов – это древнее население Северского Донца, Среднего и Нижнего Дона, Приазовья, оставившее после себя памятники так называемой салтово-маяцкой археологической культуры, расцвет которой пришелся на VIII-IX вв. н. э.

Естественно, в то время теория Березовца никем из ученых не была поддержана, уж слишком она расходилась с господствующими взглядами. Да и не смог историк объяснить, как этноним «Русь» с Дона попал на Днепр. Пробел этот не заполнен и сейчас. И цель данной статьи его восполнить.

О древних городах и крепостях на Дону, Северском Донце и его притоке Осколе (древнее название – Рось) было известно очень давно. Ещё и сейчас в этих местах можно увидеть остатки белокаменных укреплений. А сколько их было разобрано при строительстве городов, посёлков и дач уже в наше время или ещё раньше, в XVII веке, при возведении пограничных застав, не знает никто. Изучать эти исторические памятники, получившие свое название от села Верхнее Салтово на Северском Донце и маяцкого городища на Дону, стали ещё в 1900 году. Тогда же стало ясно, что построены эти города и крепости на месте древних скифских городищ аланами-асами, которые под натиском арабских войск в начале VIII века ушли из предгорий Кавказа на Верхний Дон. Возглавил этот исход из Азии аланское племя Рухсас («светлые асы»). Антропологи считают их потомками роксолан, в первые века нашей эры обитавших в Северном Причерноморье и степях между Днепром и Доном. Из арабских источников известно, что это племя занимало доминирующее положение среди сарматских племён Северного Кавказа и ему принадлежала верховная власть у алан.

По мере проведения раскопок учёные пришли к выводу, что салтово-маяцкая археологическая культура является самой высокоразвитой культурой Средневековья в Восточной Европе. И не мудрено, нигде больше в Восточной Европе того периода нет такого скопления каменных городов, как на Дону и Северском Донце. Тот же Киев, например, в IX век представлял собой лишь три разрозненных поселения, еще не слившихся в один город, а Новгорода Великого, как такового, вообще ещё не было. Салтовские же города – это уже крупные торговые и ремесленные центры, при строительстве которых использовались последние достижения архитектурной мысли того времени и огромное количество рабочей силы.

Учёные подсчитали, что для возведения стен Верхнесалтовского городища понадобилось 7 тыс. куб. м камня, Красного – 9 тыс. куб. м., Маяцкого – 10 тыс. куб.м, Правобережного – 12 тыс. куб.м, Мохначевского – 14 тыс. куб.м. и т.д.

  Маяцкая крепость. Одна из более 300 белокаменных крепостей Русского каганата - Русской земли. (Реконструкция)

Соответственно, для проведения необходимых работ, по мнению специалистов, требовалось не менее 20 000 человеко-дней. Цифры для Восточной Европы Средневековья довольно приличные. Все это позволило предположить наличие у салтовцев государства с хорошо отлаженной административной системой, способной своевременно доставить рабочих из других мест, а также наличие у них мастеров-архитекторов. Для лучшего понимания масштабов Русского каганата приведём ещё ряд примеров. Так, вокруг Верхнесалтовского городища, крупнейшего и древнейшего в салтово-маяцкой археологической культуре, учёными обнаружено огромное поселение. По свидетельству археологов, в могильниках, прилегающих к этому поселению, покоятся более 100 000 человек. Скорее всего, это и была столица Русского каганата – Куйаба. Но все-таки наиболее величественным из салтовских городов было Правобережное Цимлянское городище (Белая Вежа, - А.Л.). По сложности планировки ему нет равных ни в салтово-маяцкой культуре, ни вообще в Восточной Европе того периода.

    Карта Русского и Хазарского каганата. (на современных картах, на месте Русского каганата, изображается Хазарский каганат)

Естественно, столь мощная и своеобразная культура не могла не вызвать интереса у учёных всего мира. Но так как аланы-асы в их представлении такой культурой не обладали, а о русах в Подонье в то время вообще не шла речь, сразу же начались поиски господствующего этноса, претендовавшего на роль «цивилизатора» восточных славян. Как всегда, первыми на открытие салтово-маяцкой археологической культуры отреагировали норманисты. Не имея на то никаких оснований, шведские учёные с ходу объявили о скандинавской принадлежности салтовских городов.

 Однако позже «народ-господ» все-таки был обнаружен. Им, вопреки археологическим данным, объявили хазар. Причины такой метаморфозы закономерны. Ещё до революции отечественные историки смотрели на Хазарское государство, как на самое могущественное в Европе, в зависимости от которого находилось все народы, населявшие её в VIII-X вв. К середине XX века знания о Хазарии расширились, частично благодаря переводу сочинений арабских авторов, частично из-за случайно обнаруженного хазарского документа – письма царя Хазарии Иосифа испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту, из которого, кстати, следует, что хазарская знать исповедовала иудаизм. Все это как нельзя лучше способствовало оживлению интереса к хазарской истории и появлению «хазароведения». Под ставшую популярной гипотезу подгонялись результаты археологических изысканий, а после того, как в 30-х годах у станицы Цимлянской был раскопан Саркел, салтово-маяцкая археологическая культура получила статус «государственной культуры Хазарского каганата». В одночасье древние белокаменные крепости, построенные аланами-русами, стали объявляться «замками хазарских феодалов», «центрами сбора дани», «сторожевыми крепостями и опорными пунктами хазарских военизированных колонистов». Те же немногочисленные высказывания археологов, считавших, что салтово-маяцкая культура в состав Хазарии никогда не входила, попросту игнорировались. Как игнорировались и их предположения о существовании ираноязычного народа «рус», имевшего самое непосредственное отношение к салтовской культуре. Это и понятно. Поскольку даже самые упертые хазароманы сознавали, что если салтово-маяцкую культуру вывести из состава Хазарии, то миф о Великой Хазарии попросту  рухнет. Что, в общем-то, уже и произошло. По последним данным археологии, опирающимися на письменные источник, Хазарский каганат начала IX века представлял собой небольшое полукочевое государство, не выходившее за пределы Предкавказья и низовий Волги.

То ли дело салтовцы. В общем, мы вполне можем признать, что Русский каганат этого периода являлся сильной державой того же типа, что и государства хазар и волжских булгар, то есть имевший главной целью контроль над важными путями международной торговли. Из Азовского региона, как своего опорного пункта, купцы-русы путешествовали в девятом веке вплоть до Багдада. Сведения об их путях можно обнаружить в книге Ибн-Хурдадби, главного почтмейстера Халифата.

Конные воины Русского каганата (Русской земли) VIII-IX в.в. н.э. (реконструкция по материалам раскопок)

К началу IX века Русский каганат был уже довольно крупным военно-торговым государством с вполне сформировавшейся производящей экономикой и развитыми ремеслами. Торговые связи салтовцев впечатляют. По «реке Рус» (среднее и нижнее течение Дона, Северский Донец, правые притоки Днепра) из стран Юго-Восточной Прибалтики на Кавказ они поставляли популярный в Азии янтарь. Из славянских земель везли меха. В городищах салтовцев археологи обнаружили иранские ткани, китайский шелк, золотую и серебряную посуду, дорогие украшения из Хорезма, Сирии, предназначавшиеся для продажи в Западной Европе. Большим спросом у иноземных купцов пользовались и товары, произведенные самими русами. Славянские купцы охотно покупали салтовскую лощеную керамику, изготовленную на гончарном круге. Русское оружие хотя и не конкурировало с дамасской сталью (хотя есть множество свидетельств того, что «дамасская сталь» на самом деле производилась в Русском каганате, - А.Л.), но, по сообщению арабов, считалось одним из лучших. Чеканили салтовцы и свою собственную монету. И хотя деньги Русского каганата довольно сильно напоминали арабские дихремы, что позволило специалистам по нумизматике объявить их всего лишь «варварским подражанием» оригиналам, все-таки это были уже «русские» деньги. По содержанию серебра и его качеству они превосходили аббасидские дирхемы, имели намеренное искажение в легенде, а также особый знак, наносившийся на оборотной стороне. Имели русы Подонья и свою собственную руническую письменность, восходящую к скифо-сарматскому письму, известному в Северном Причерноморье ещё со II-III вв. н. э. Позже это сармато-аланское (русское) письмо у салтовцев заимствовали булгары (и скандинавы, - А.Л.), а через их посредничество уже и хазары.

Естественно, столь интенсивное развитие Русского каганата, его торговые успехи не могли не вызывать зависть и раздражение у хазар, живших за счет малоприбыльной транзитной торговли по Волге. Арабы писали:

«Преимущественная их (хазар) пища есть рис и рыба; остальное же… привозится из Руси, Булгара».

Не вызывали восторга успехи салтовцев и у Византии, столкнувшейся с руссами в Причерноморье. Именно поэтому во второй четверти IX в. ею был создан византийско-хазарский альянс, призванный объединить усилия в борьбе против русов. Во исполнения своей части договора хазары разрушили Правобережное Цимлянское городище – форпост Русского каганата на Нижнем Дону. Население его было частью вырезано, частью угнано в полон. Византия в свою очередь помогла хазарам построить Саркел – единственную каменную крепость на левом берегу Дона.

Русы готовились к войне. Спешно строились каменные крепости, способные отразить удар с северо-востока и юго-востока (а не с запада от славян, как утверждают «хазароведы»). Но, несмотря на все усилия, в середине IX в. Русский каганат был разгромлен. Приостановилась торговля из Закавказья и Сирии по «реке Рус», исчезли богатые города. Скорее всего «руку» к этому погрому приложили кочевые мадьяры – давние союзники и вассалы хазар. И только после этого «наидоша Козаре» на русские и славянские земли и наложили дань, поставив в зависимость от Хазарского каганата славянские племена, раньше находившиеся под влиянием донских русов.

На этом история Русского каганата в Подонье закончилась и началась история Русского каганата на берегах Днепра. Но и в создании этого каганата донские русы принимали самое деятельное участие.


Вне всякого сомнения, в статье С.Беззаконова, нашла своё отображение реальная историческая картина раннего средневековья в донском регионе, где доминирующей экономической и политической силой был Русский каганат как первообраз Русской земли. Той самой Русской земли, о которой неустанно упоминается на страницах древних летописей. Нам остаётся добавить лишь то, что Русская земля или что то же самое Русский каганат, являлся не одним из сильнейших, а самым могучим государством Восточной Европы. А может быть и западной. Во всяком случае мнение Русского кагана не могло быть проигнорировано ни в Византийской империи (Феофил) ни в Римской (Людовик), даже если оно шло вразрез с экономическими и политическими интересами этих государств. Но об этом чуть позже. А пока усвоим для себя тот факт, что с высочайшей степенью достоверности, нами найдена легендарная и сакральная Русская земля, до этого момента числящаяся потерянной в пространстве и времени. Чтобы укрепиться в этом мнении, обратимся к одному из крупнейших специалистов по истории Русского каганата, Галкиной Е.С.

Продолжение следует...

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей

Поделиться в Социальных сетях с друзьями:
479
Понравилась ли вам статья?
Голосовать могут только зарегистрированные
и не заблокированные пользователи!
Вас могут заинтересовать другие выпуски с похожими темами
 
О малоизвестных фактах русской историиЕщё  раз  о  русской  историиЗабытая битва при Молодях 1572 года

Народное Славянское радио

Это первое в истории Славянского Мира некоммерческое "Народное Славянское радио", у которого НЕТ рекламодателей и спонсоров, указывающих, что и как делать.

Впервые, команда единомышленников создала "радио" основанное на принципах бытия Славянской Державы. А в таковой Державе всегда поддерживаются и общинные школы, и здравницы, общественные сооружения и места собраний, назначенные правления, дружина и другие необходимые в жизни общества формирования.

Объединение единомышленников живёт уверенностью, что только при поддержке народа может существовать любое Народное предприятие или учреждение. Что привнесённые к нам понятия "бизнес" и "конкуренция", не приемлемы в Славянском обществе, как разрушающие наши устои. Только на основах беЗкорыстия и радения об общественном благе можно создать условия для восстановления Великой Державы, в которой будут процветать Рода и Народы, живущие по Совести в Ладу с Природой. Где не будет места стяжательству, обману, продажности и лицемерию. Где для каждого человека будут раскрыты пути его совершенствования.

Пришло время осознанности и строительства Державы по правилам Славянского МИРА основанных на заветах Предков. "Народное Славянское радио" - это маленькая частица огромной Державы, оно создано для объединения человеков, для коих суть слов Совесть, Честь, Отчизна, Долг, Правда и Наследие Предков являются основой Жизни.

Если это так, то для Тебя, каждый час на "Народном Славянском радио" хорошие песни, интересные статьи и познавательные передачи. Без регистрации, абонентской платы, рекламы и обязательных сборов.

Наши соратники

родобожие мудра русские вести родович славянская лавка сказочное здоровье белые альвы крестьянские продукты народное управлениеПортал Велеса