Источник:
Невероятная яркость красок, свежесть цвета и точность деталей — то, что поражает при взгляде на снимки, сделанные Сергеем Прокудиным-Горским. Сложно поверить, что эти кадры сняты русским фотографом в самом начале ХХ века — качество этих изображений и точность, с которой они воспроизвели жизнь, превосходят многие снимки, сделанные на современном оборудовании. Своей задачей изобретатель, педагог, ученый, обучавшийся химии у Дмитрия Менделеева, а живописи — в Императорской Академии художеств, Сергей Прокудин-Горский видел фиксацию жизни России в истинном цвете.
С 1903 по 1916 год он составил "Коллекцию достопримечательностей Российской империи" — уникальное крупнейшее собрание цветных фотоснимков. Сергея Прокудина-Горского часто называют отцом цветной фотографии. Но это лишь один из распространенных мифов о выдающемся ученом. Первый цветной фотоснимок в мире был сделан в 1861 году — за два года до рождения русского ученого. Заслуга же Прокудина-Горского состоит в том, что он перенес эту технологию в Россию, усовершенствовал рецептуру сенсибилизаторов и в несколько раз сократил время процесса съемки. Не случайно именно Прокудин-Горский считается не только пионером русской цветной фотографии, но и автором термина "родиноведение".
Фотограф предполагал использовать свое собрание для просвещения — установить в каждой школе и гимназии России проектор, чтобы показывать подрастающему поколению богатство и красоту родной страны. Новый предмет должен был получить название "родиноведение". Эти уроки так и не были введены в школах царской России — революция 1917 года помешала замыслу. А сам ученый эмигрировал в 1918 году, узнав о расстреле царской семьи, и последние годы своей жизни провел во Франции.
Однако в 2001 году урок родиноведения от некогда знаменитого соотечественника получили современные жители России, когда Библиотека Конгресса США выложила его коллекцию в открытый доступ.
30 августа исполняется 155 лет со дня рождения Сергея Михайловича Прокудина-Горского. С помощью первого биографа фотографа и ведущего специалиста по его творчеству Светланы Гараниной и основателя Музея С.М. Прокудина-Горского Василия Дрючина мы решили рассказать о Прокудине-Горском и его деятельности через десять снимков.
Портрет Льва Николаевича Толстого, 1908 год
Единственный цветной портрет Льва Толстого относится к числу самых ценных и известных фотографий Прокудина-Горского. Снимок сделан 23 мая 1908 года, незадолго до 80-летия писателя. В начале месяца Прокудин-Горский — к тому времени авторитетный ученый, широко известный и в России, и за рубежом, — написал Льву Толстому письмо с предложением сделать его цветной фотопортрет. Разрешение на приезд было получено. В Ясной Поляне Сергей Прокудин-Горский провел два-три дня и сделал несколько фотографий Льва Толстого и его имения. Однако большая часть оригиналов этой серии была утрачена. Цветоделённые негативы сделанных Прокудиным-Горским портретов Льва Толстого не найдены. Этот портрет воспроизведен с авторского литографского оттиска.
Реставратор: Вячеслав Ратников
"Вследствие крайне невыгодного положения местности для фотографирования, оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем. Фотографирование произведено в пять с половиною часов вечера, тотчас после верховой прогулки Льва Николаевича В печати портрет воспроизведен без всяких поправок и прикрас, чтобы сохранить всю ценность подлинности воспроизведения", — писал Прокудин-Горский.
Эту заметку русского фотографа-художника "К юбилейному портрету Гр. Л.Н. Толстого" в Центральном государственном историческом архиве Ленинграда нашла бывшая в то время аспиранткой Московского государственного института культуры, а ныне ведущий специалист по творчеству Сергея Прокудина-Горского Светлана Гаранина. В 1970 году и заметка, и фотопортрет Льва Толстого были опубликованы в номере журнала "Наука и жизнь".
Лицо очень добродушное — лицо хорошего русского крестьянина средней полосы.
Словом, внешность не представляла чего-либо поражающего, пока вы близко не видели глаз Толстого. Вот тут только сразу чувствовалось нечто необычное, становилось ясно, что перед вами не обыкновенный человек. Глаза Толстого сине-голубые, глубоко сидящие, вдумчивые, тотчас же изучающие вас и, как глаза великого психолога, сейчас же вносящие вас к той или иной категории людей.
Чувствовалось, что соответственно этому определению и все дальнейшее общение с вами будет таким, как все ваше существо того заслуживает — Воспоминания Сергея Прокудина-Горского
Обед на покосе, 1909 год
Отправляясь в свои экспедиции по России, Сергей Прокудин-Горский хотел зафиксировать жизнь глубинки, в том числе для горожан, чтобы они понимали красоту и многообразие родной страны. Как и многие русские интеллигенты, исследователь считал, что хранителем русской самобытности, уклада и основы России являются крестьяне.
Реставраторы: Константин и Владимир Ходаковские
Этот снимок сделан предположительно в июне 1909 года на берегу реки Шексна возле Череповца, сама местность в 1941–1947 годах была затоплена Рыбинским водохранилищем. Снимок показывает, что Прокудин-Горский подходил к процессу как художник, передающий живописный образ крестьян.
"По некоторым данным, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горского до самой его кончины в Париже", — рассказал Василий Дрючин.
"Десять лет, помимо чистой научной области по фотохимии, я трудился над постановкой цветного дела в России. До сих пор все делалось исключительно за границею, а теперь и мы пошли вперед. Было трудно особенно потому, что я единственный русский, работающий в этой области, и все меры принимались, чтобы задушить меня, но не вышло". Из письма Сергея Прокудина-Горского Льву Толстому
Крестьянские девушки, 1909 год
Портрет крестьянских девушек в цветастых сарафанах, держащих в руках ягоды, — один из самых ярких и известных снимков из этнографической серии фотографий крестьян на берегу реки Шексна. Снимок сделан в деревне Топорня.
Реставратор: Сергей Свердлов
Фрагмент именно этой фотографии выбран для оформления раздела сайта Библиотеки Конгресса США, где размещены материалы коллекции Прокудина-Горского.
Один из секретов того, что фотографии Прокудина-Горского буквально наполнены жизнью, заключался в том, что он сократил время выдержки процесса фотографирования до 1–3 секунд. До него моделям приходилось сидеть неподвижно около 15 секунд. Отсюда — естественность и реалистичность людей и предметов на снимках Прокудина-Горского.
Мугань. Семья поселенца, предположительно 1912 год
Чтобы зафиксировать образы русских крестьян, Прокудин-Горский выезжал не только в ближние губернии, но и на далекие окраины империи. Снимок "Семья поселенца. Пос. Графовка" относится к этой серии. Он сделан в русском поселении Мугань Бакинской губернии (территория современного Азербайджана).
Реставрация: WalterStudio, 2000–2001 (Библиотека Конгресса США)
Царское правительство начало активно заселять Южный Кавказ с середины XIX века. Значительную часть переселенцев составляли русские крестьяне, исповедовавшие диссидентские взгляды, — молокане, старообрядцы, духоборы, субботники и др. В Бакинскую губернию их переселяли целыми общинами за вероотступничество. Одним из ареалов заселения русскими стала Мугань. Прокудин-Горский фиксировал исторический процесс этой колонизации. На снимке — русские переселенцы-молокане.