Невозможное возможно — это русский исихазм
Внимание: данная публикация подготовлена по видео кандидата философских наук, религиоведа Б. О. Куценко на Народном славянском радио. Продолжение серии, начало читайте в статье Ещё не христианство, но уже не язычество - во что же верили наши предки?
Вплоть до времени позднего Средневековья идеологией являлась религия и только начиная с 17-го века (заметьте!), после того как Петавиус и Скалигер сформировали историческую временную шкалу, а их последователи по всему миру стали СОЧИНЯТЬ историю государств, начали проявляться национальные идеи и интересы.
Рекомендую к прочтению статью Как сочиняли историю государств
Почему это происходило, ведь власть никто и никогда добровольно не отдаёт? Это тема отдельной статьи, и, возможно, мы к этому ещё вернёмся, а пока добро пожаловать в XIV век.
Архиепископ, богослов, мистик и философ Григорий Палама сделал давно напрашивающийся вывод о необходимости прямого общения человека с Богом.
Нельзя сказать, что это было новым словом в христианской традиции, практиковалось подобное и до него. Но, видимо, пришла пора обновления, прежняя парадигма не всегда справлялась с стоявшими задачами. Палама, обобщив существующие практики и учения, заявил: большинство молитв и церковных обрядов — суть дело людское и совершенно не приближает молящихся к Истине...
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят
Во всеуслышание, громко он заявил о связи Ветхого и части Нового Заветов с традициями древнего иудаизма. Посыл был прост: писали эти книги люди, испытывавшие сильнейшее влияние распространённого в то время и тех местах иудаизма, из которого собственно и образовалось позднейшее христианство. И нет ничего удивительного, что в своих книгах они передавали часть своих взглядов на Веру.
Это не значит, что христианство — суть иудаизм — нет, но верующему, для нахождения дороги к Творцу, следует самому создать предпосылки для познания и Богосозерцания, то есть просветления. Сделать это, по мнению Паламы и многих других богословов, можно лишь посредством "умной молитвы". Начатое им движение получило название паламизм, а само учение стало называться исихазмом.
Идея поиска Бога внутри человека в противовес церковным обрядам, придуманным попами, многим пришлась по душе. Предлагалось также избавить простого человека от замудрых и сложных текстов Писаний, но дать ему минимальное количество основных понятий и молитв, оставив людей наедине с их стремлением к Свету и Богу. То есть делать именно то, что составляло основу всяких исконных верований — прямое общение.
Священный камень, вмурованный в пол христианского монастыря
Вот набор основных цитат исихастов из Священного Писания:
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8), «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), «Когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» (Мф. 6:6), «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (ср.: 1Кор. 6:17).
На Русь исихазм проник из славянской Фракии в уже адаптированном, а значит более привлекательном виде и стал активно вытеснять раннее христианство иудаистского толка. По версиям некоторых историков, происходило замещение евреев на богословских и административных должностях Русского царства. Вновь стали появляться храмы с шатровой архитектурой — дань ведической архитектуре.
Интересно, что подобный возврат к национальным, исконным традициям стал возможен при прямом одобрении Римского престола. Именно Папе приписывают состоявшийся брак Ивана III с наследницей династии Палеологов, племянницей последнего императора Византии не найден макрос %BD_XI_%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3" rel="noopener nofollow" target="_blank">Константина XI Палеолога. И сама идея, Москва — третий Рим, была призвана срочно противопоставить Русское царство набирающим силу османам.
Рекомендую к прочтению статью Третий Рим – наш. Долой Золотую Орду!
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского и его воинов
Рекомендую к прочтению статьи Где Донской Мамая бил? и Куликовская битва - эпизод гражданской войны за Русь
Однако, политика политикой, а для народа исихазм стал избавлением от церковного давления и неким благословлённым возвратом к прямому общению с Богом, минуя обязательных посредников в лице поповства. Молится человек у себя в доме, живёт честно, ищет в себе Бога и хорошо. Не случайно многие известные и почитаемые в народе преподобные — Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Серафим Саровский и другие, были русскими исихастами.
В то время как римская церковь считала, что любое человеческое существо должно быть подчинено Римскому Папе, русские исихасты доказывали возможность соединения с Богом и тела человека без посредничества и руководства римского епископа и необходимости подчинения ему. Обо́женный человек и Человек стояли в иерархии исихастов выше бесплотных ангелов и архангелов.
Это учение, так хорошо встроившееся в мировоззрение исконных русских верований, подверглось реформе с воцарением династии Романовых (подробнее в статье Династия Романовых. Первый рывок к трону). Им было нужно удержаться у власти, а, следовательно, нужна была и новая идеология, подчинение, закрепощение народа на западный образец и контроль за церковью, привёдший, в итоге, к церковному расколу и синодальному христианскому периоду.
Окончание темы читайте в следующей статье "На Руси было четыре разных христианства?"
Оригинал статьи на Дзен-канале Великая Евразия
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.