Продолжение, начало читайте в статье Параллельные мiры славян.
Публикация подготовлена на основании материала доктора исторических наук, профессора А. В. Пыжикова.
Современный человек не может себе представить жизнь своих далеких предков, и дело не в отсутствии летописей и рукописей, просто сегодня жизнь настроена абсолютно на другие ценности. Наши пращуры были совершенно уверены в том, что живя так, как мы сейчас, нельзя получить посмертный родительский статус, а значит нельзя воссоединиться со своими родичами и помогать потомкам.
Смена одного Бога на другого тоже мало поможет. Даже энтузиасты, пытающиеся сегодня восстановить ведические обряды, в большинстве своем отдают предпочтение внешней стороне процесса. Ближе всех к исконной старине находятся общины староверов, живущих в сельской местности по заветам, сохраняемым изустно. Как же жили наши предки и какой мiр мы потеряли?
Красна девица и удалой молодец
Роение
Напомню, что в древности произошло разделение населения, практически во всех евразийских державах, на два параллельных мира: сельский и городской. Сельский, крестьянский мир, оставался носителем общинного мировоззрения, основанного на древнейших родовых устоях, в которых коллективное было бесконечно важнее личного. Городской же мир торил дорогу индивидуализму и космополитизму.
А. В. Пыжиков предложил употреблять для обозначения общинности термин "роение". Действительно, аналогия более чем уместна: каждый индивидуум роя пчел или муравейника имеет строго отведенную роль, выполняет только определенные ему задачи, которые направлены исключительно на благо роя - своей общины.
Жизнь и смерть отдельно взятого муравья или пчелы не значит ничего по сравнению с интересами роя-общества. Также и в крестьянских общинах, люди ее составляющие сплетали свои жизни, энергию, беды и радости в единый клубок, вычленить из которого чью-то отдельную судьбу было достаточно сложно. Не случайно люди, по каким-то обстоятельствам покинувшие общину, были изгоями или извергами.
В понимании человека того времени, не было доли страшнее, чем оказаться извергнутым из своего общества. Нам это может показаться странным, но вступить в другую общину было чрезвычайно сложно, там никто не горел желанием принимать чужаков. Рой без преувеличения можно сравнить с отдельным организмом, разумным и уникальным.
Семья
Ясно, что у каждого роя/общины была своя территория, необходимая для жизнедеятельности. Поэтому деревни, также как ульи или муравейники, никогда не стояли вплотную друг к другу и имели свои ареалы. Теперь сравните этот принцип с городской застройкой - совсем другое дело! С точки зрения крестьянского мировоззрения, город - скопище изгоев, место, где сгорают их души. Большой костер душ.
А как же городища? Они, по мнению А. В. Пыжикова, несколько другое явление, которое можно определить как конгломерат производственных мастерских и торжищ. Вредные, шумные и опасные производства были вынесены ближе к местам торговли, что с экономической точки зрения вполне логично. Большая часть населения городищ там работала, но не жила постоянно.
А крупный город был местом проживания большого количества людей и, как правило, окружен городищами/пригородами, в которых размещались мастерские и торговые склады. Со временем город разрастался, поглощая городища и появлялись городские концы - мастеровые слободы, в наше время районы. Само собой, города являлись источниками власти, религии и .... денег - самых ярких проявлений индивидуализма.
Торжище
Триединство духа у славян
В общине деньгам места нет, там ценится эквивалент участия, труда, вложения в общую копилку ценностей, за которые можно получить то, чего тебе недостает. Отличается и понятие веры, имевшее повседневное, обыденное проявление на всех этапах жизни крестьян. Вера, обряды и знания впитывались сызмальства и не нуждались в записи (зачем фиксировать то, что и так известно)? Записывалось чужое, привнесенное извне, то, что было неизвестно ранее.
И в этом отличие христианских догматов от народной веры. Совершение обрядовых действий по записям в книге, требовавшее, ко всему прочему, специального обучения, говорило о чуждости производимых действий. Волхвы, к примеру, не учились по книгам не потому, что были неграмотны, а потому, что основы веры в них были заложены с младенчества и отражали основы бытия. Им достаточно было понимать законы природы.
Еще один яркий пример - отношение к насильственной смерти. В наше время это называется убийством, то есть прерыванием существования физического тела человека. У наших предков это рассматривалось куда как более глубоко и называлось душегубством. Губление бессмертной души, а не бренного тела! Более подробно об этом рассказано в статье о заложенных покойниках - Хранители Рода восточных славян.
Картина Б. М. Ольшанского
Имуществом убиенного нельзя было пользоваться, оно автоматически попадало в разряд вымороченного. А душегубы принимали на себя груз кармической расплаты, которая, по мнению людей того времени, настигнет, если не их самих, то уж их потомков обязательно. Разбойнички-душегубы, убивающие ради имущества и людьми-то не считались, именно поэтому с ними не церемонились - они уже были ходячие трупы.
Как это может быть нам сейчас неудивительно казалось, но в системе ценностей необразованных крестьян главенствовал дух! Триединство духа - это три его состояния, приобретаемых на протяжении жизни человека: плотский (от рождения), закладной (приобретенный по жизни) и родительский (получаемый после смерти в том случае, если первые два этапа были пройдены верно).
Надо ли говорить, что в течении жизни мы часто берем на себя заклады, которые отработать не в силах? И тут на помощь приходила община, но не просто абстрактная компашка, а коллектив единый духом, который с помощью всех его членов брал на себя нереализованные заклады, чем позволял ушедшему в другой мир получить заветный родительский статус и бессмертие в той реальности. Вот для чего нужна была община!
Ритуалы славян
С небес на землю
Излишне ли будет уточнять, что участники социальной сети не подходят на роль общины? То же самое соседи, сослуживцы, попутчики по жизни и прочая, прочая, прочая. Хотя побратимы - близкие духом - считались выше кровной родни! А также повитуха, помогавшая появиться ребенку на свет, которая имела статус в общине выше любого из знахарей.
Она на ряду с матерью считалась ответственной за плотский дух младенца до исполнения тому года жизни. До семи лет отроду ребенок не имел полной, сформировавшейся души и жил под покровом родителей или родичей. Но с 7 полных лет получал роль в общине, участвовал наряду с взрослыми в ее жизни и некоторых обрядах.
С этого времени он(а) начинал(а) получать заклады (хорошие или плохие) по жизни, то есть брал(а) судьбу в свои руки.
Н. Рерих "Княжья охота. Вечер"
В следующей части я расскажу вам об одном из самых древних сакральных обрядов славян, распространенном по всему ареалу их расселения. А также сообщу вам некую ассоциацию, которая не лежит на поверхности, но понимание её позволит вам взглянуть на нашу новейшую историю совсем, совсем другими глазами! И она же послужит переходом к следующей серии статей по материалам А. В. Пыжикова.
Был ли СССР проектом староверов и что значила круговая порука у славян?
Подписывайтесь на канал Великая Евразия
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.