Давно, ещё со школьной скамьи, меня постоянно мучил вопрос по поводу написания слогов ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ. Всё никак не мог понять, почему мы произносим одну букву, а пишем другую. В школьные годы ответ любопытного школьника удовлетворялся очень просто — такое правило. Но такой ответ меня никогда не удовлетворял. И вот, когда у меня наконец-то появилось много свободного времени, я снова решил получить ответ на этот злободневный вопрос.
Начал я с самого простого и логичного — решил просто написать в любой пединститут в котором есть факультет русского языка (а он имеется в каждом) и спросить о ЖИ и ШИ. Но, как оказалось, не всё так просто. Куда я только не писал, ответа я ни откуда не получал. Единственным ответом, который я получил, был ответ от «Студенческого научного общества» МПГУ: «правописание ЖИ-ШИ соответствует традиционному принципу русской орфографии.
Иными словами, это отголосок древнерусского произношения, когда шипящие звуки Ж и Ш были мягкими. В XIII веке произошло их отвердение, и слова, содержащие эти звуки, стали произноситься твёрдо, но их написание сохранилось прежним. Из-за несоответствия традиционного принципа фонематическому и возникает видимость противоречия.»
Как могло произойти «отвердение» мягкого звука — мне объяснить отказались, хотя я и пытался у них это выяснить. Откуда они узнали как именно произносились слова в XIII веке — мне объяснить тоже отказались. И тогда я решил сам выяснить какая именно буква должна стоять после буквы Ж в слоге ЖИ (или ЖЫ?). К этому времени я уже окончательно убедился в том, что и каждая буква, и каждый слог имеют набор определённых значений (или образов — кому как больше нравится). А уже из этих образов составляется образ всего слова. Более понятно образ слова можно выразить как «предложение, состоящее из образов букв и образов слогов».
Для того, чтобы узнать, какая буква в словах должна находиться после буквы Ж, нужно было вначале определить образы слога ЖЫ (или ЖИ) в конкретных словах, то есть, пойти от обратного, сперва найти образ слова. Образ слова понять проще, так как нам известно его современное, хотя и не всегда верное, значение.
Таким образом были установлены следующие образы слога ЖЫ (или ЖИ): «накопление», «неопределённое множество», «иметь, быть в наличии, располагать», «обладание множеством», «исполнение, выполнение» и «вызывать желание» (скорее всего есть ещё какие-то образы, так как остался очень большой массив слов в которых имеются слоги с пока ещё неизвестными образами). Все они, в той или иной мере, соответствуют друг другу, что является непременным условием для образов одного конкретного слога. На это у меня ушло чуть более двух месяцев ежедневной работы.
Только после того, как стали точно известны эти образы, стало понятно, что именно требуется найти. И тогда среди образов букв И (И (Иже), I (Ижеи), Ѵ (Ижица), ӕ (Ижа) — все они могут произноситься как звук «И» — и буквы Ы (Єры), были найдены соответствующие буквы.
Необходимо пояснить, что у буквы Иже имеется 40 образов, у буквы Ижеи — 35, у буквы Ижица — 20, у буквы Ижа — 30, у буквы Єры — 22 и у буквы Живот — 33.
После анализа образов буквы Ж (Живот) был выбран образ «переменчивость, непостоянность». Из образов буквы Ы (Єры) был выбран образ «множество». Вместе они создают образ всего слога ЖЫ — «непостоянное, переменчивое множество». Среди образов букв И (И (Иже), I (Ижеи), Ѵ (Ижица) и ӕ (Ижа) соответствующего образа не нашлось и поэтому они не могут быть использованы в написании этого слога.
Необходимо так же пояснить, что образ слога, который используется в слове и образ того же слога, но составленный из образов букв — это не одно и тоже, хотя они и соответствуют друг другу.
Данному образу в полной мере соответствует образ «накопление», так как «накопление» — это «множество», которое постоянно находится в процессе, оно постоянно «изменяется» (жыр, жыд);
Образ «неопределённое множество» так же полностью соответствует образу «непостоянное, переменчивое множество» (лыжы, баржы, гужы);
Образ «иметь, быть в наличии, располагать» так же соответствует образу «непостоянное, переменчивое множество», так как словами «иметь, быть в наличии и располагать» не оговаривается количество, которое, соответственно, может быть различным (джып, ужын);
Образ «обладать множеством» так же говорит о «множестве», но так же не конкретно, то есть, «множество» и в данном случае тоже является «переменным» (ужымка, жынка).
Образ «исполнение, выполнение» так же говорит о чём-то «переменчивом» и неконкретном, возможно о чём-то множественном, а возможно и нет.
Образ «вызывать желание» так же говорит о «переменчивости множества», так как и желания могут меняться и их количество.
В приведённых выше примерах применение буквы Ы после буквы Ж является логичным, полностью соответствующим образам букв и здравому смыслу, тем более, что произносится слог ЖЫ именно так, через звук Ы (даже представить себе не могу, как произносился этот слог до так называемого «отвердения»).
Обычно, при нормальном произношении, после буквы Ж всегда слышится буква Ы, кроме тех слов, в которых перед буквой Ж стоит ещё одна буква Ж. В этих случаях после буквы Ж явно слышится буква И. Таких слов немного: вожжи, дрожжи, жужжит («Песня про пчелу» из к/ф «Зимний вечер в Гаграх»), дожжи (диалектное) (песня «Эти летние дожди»), разможжить, можжира (мозжира, древнерусское название артиллерийского орудия ≈ мортиры). В этих словах наш речевой аппарат легко, после второй буквы Ж, произносит букву И. Возможно, есть и другие слова с двумя Ж и буквой И после них, но они мне пока неизвестны. Буду благодарен, если кто-то мне на них укажет. Пусть это будут даже, так называемые, заимствованные слова или слова языков других народов.
Для того, что бы определить правильность применения буквы И после буквы Ж в словах вожжи, дрожжи, дожжи и др. необходимо сперва составить образы этих слов из слогов. Делаем то же самое, что делали и со слогом ЖЫ.
Вначале будем рассматривать трактовку этих слов современными словарями, а потом выбирать необходимые образы для слога ЖИ из образов буквы Ж и букв И (И (Иже), I (Ижеи), Ѵ (Ижица) и ӕ (Ижа)), и из уже известных образов слогов.
Вожжи — часть упряжи: ремни, верёвки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью. Выпустить, ослабить вожжи. (также переносное: об утрате, ослаблении строгого наблюдения над кем-, чем-нибудь руководства). Держать вожжи в руках (также переносное: неослабно наблюдать за кем-нибудь, руководить). Вожжа под хвост попала кому-нибудь. (переносное: о том, кто поступает взбалмошно и упрямо; простонародное). (Толковый словарь Ожегова)
Вначале необходимо вычислить образ слога ЖИ, что бы он в полной мере соответствовал образу всего слова: Ж — переменчивость, непостоянность; И (I - Ижеи) — влияние. Образ слога — «переменное, переменчивое влияние». Никто же, надеюсь, не будет возражать против того, что «Вожжи» нужны именно для «влияния».
Правильно слог пишется через букву Ижеи — ЖI.
Возвращаемся к слову «Вожжи». Напоминаю, что слова русского языка пишутся слева направо, а понимаются справа налево.
Образы слогов: ЖИ — переменное, переменчивое влияние; Ж — преобразование, изменение; ВО — процесс, действие, состояние, свойство. Образ слова: «переменным влиянием изменяющие процесс».
Был соблазн применить образ «управлять, показывать путь» слога ВО, но вовремя вспомнил, что «Вожжами» не только понуждают лошадь поворачивать вправо-влево, но ещё и останавливают, сдерживают, и даже понукают. В переносном смысле для этого слова тоже правильнее будет применить образ «действие, процесс», так как в этом случае речь чаще всего идёт об управлении, а это уже, конечно же, «процесс». Правильно писаться слово «Вожжи» должно через букву Ижеи — Вожжi.
Дожжи — диалектное от слова «дожди».
Образы слогов: ЖИ — переменчивое, переменное влияние; Ж — преобразование, изменение; ДО — извлечение, извлечённое, извлекать. Образ слова: «переменное влияние изменяющее извлечённым».
Образ «переменное влияние» говорит о множестве «Дожжей»: один «Дожж» (по Далю) намочит землю, то есть, «изменит её извлечённым» из тучи, но после того, как он кончится — земля высохнет. Следующий «Дожж» опять смочит землю — потом она опять высохнет. Вот так и происходит «переменное влияние». Данное слово так же, как и слово «Вожжi» нужно писать через букву Ижеи — Дожжi.
Дождь — дождя (дощь, дожьжя), муж. 1. Род атмосферных осадков в виде водяных капель. Проливной дождь. 2. переносное. Поток сыплющихся во множестве мелких частиц (книжное). Дождь искр. Звездный дождь. || перен. Множество, непрерывное обилие (книжное), переносное. Дождь похвал.
Золотой дождь (книжное, поэтическое) — неожиданное быстрое обогащение, богатство. (Толковый словарь Ушакова)
Для сравнения со словом «Дожжи» будем разбирать слово во множественном числе — «Дожди».
Образы слогов: ДИ — много участников; Ж — преобразование, изменение; ДО — извлечение, извлечённое, извлекать. Образ слова - «много участников изменяющих извлечённым».
Если образ слова «Дожди» говорит просто о том, что «Дождей» много (много участников), то образ слова «Дожжи» говорит о «переменном влиянии», которое оказывается на землю, что также соответствует понятию «множества». В вопросах же того, что делают и откуда берутся «Дожди» и «Дожжи», их образы солидарны — «изменяют извлечённым».
Таким образом, сравнивая слова «Дожди» и «Дожжи», можно сделать вывод о том, что Язык в любом случае старается подобрать такой слог, образ которого в полной мере будет соответствовать образу всего слова. Согласитесь, образ «много участников изменяющих извлечённым» и образ «переменное влияние изменяющее извлечённым» — это фактически одно и тоже.
К сожалению мне пока неизвестны образы слогов РО, ЖУ и МО (для слов дрожжи, жужжит, разможжит), поэтому я не могу составить образы этих слов.
Общий вывод по слогам ЖЫ и ЖИ: в тех словах, в который после буквы Ж слышится буква Ы, буква Ы и должна писаться, так как это соответствует образу слога ЖЫ и образам букв Ж (Живот) и Ы (Єры); в тех словах, в которых стоят подряд две буквы Ж и после них слышится буква И, буква И писаться и должна, так как это соответствует образу слога ЖИ (ЖI) и образам букв Ж (Живот) и I (Ижеи). Это не правило, это закон Языка. Правила придумываются исходя из чьей-то прихоти или необходимости, а закон вытекает из естественного состояния вещей в независимости от чьего бы то ни было желания.